Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.


Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда.
1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда
Этап 2. Проведение непосредственно специальной оценки условий труда.
5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда
Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда.
8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда

Суть специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее – Закон N 426-ФЗ).

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 – 5 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда).

Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.

Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается каждые пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки.

Принципиальное отличие для работодателя специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

До 01.01.2014 условия труда на рабочем месте оценивались во время аттестации рабочих мест. При этом учитывались Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, далее – Список N 1 и Список N 2), а также Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22; далее – Список).

Подробнее об аттестации рабочих мест см. Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

На практике получалось, что независимо от того, безопасными или вредными признавались условия труда на рабочем месте по результатам аттестации, если профессия или должность входила в Список, Список N 1 или Список N 2, работодатель обязан был предоставлять работникам предусмотренные законом гарантии и компенсации, а также выплачивать повышенные страховые взносы в ПФР.

В настоящее время в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ названные списки продолжают действовать. Однако, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах, входящих в эти списки, вредные и (или) опасные факторы не выявлены, работодателю не нужно выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР, а также предоставлять работникам, занятым на данных местах, предусмотренные законом гарантии и компенсации. В случае выявления неудовлетворительных факторов в ПФР выплачиваются дополнительные страховые взносы по установленным тарифам, а работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707).

Связанные вопросы:

Категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда

Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Специальная оценка проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ):

  1. рабочие места:
    • оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    • находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. работники:
    • трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;
    • выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;
    • используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
    • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах – в отношении только 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, аттестация которых была проведена до 01.01.2014 (даты введения спецоценки)?

Ответ: Не нужно, если срок действия результатов проведенной аттестации не истек.

Обоснование: Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы, то специальная оценка в отношении условий труда на таких рабочих местах проводится по истечении пяти лет со дня завершения аттестации (утверждения отчета об аттестации). Исключением является возникновение обстоятельств, при которых необходимо проведение внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

При желании работодатель может провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

С 01.01.2014 в силу Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Результат специальной оценки условий труда

Результат специальной оценки условий труда – это установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения (ч. 8 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляют в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

Подробнее об этом см. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация) (ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.

Применение результатов специальной оценки условий труда

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

  1. перечислять в ПФР дополнительный страховой взнос за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (п. 7 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
  2. предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например, сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 147, абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 ТК РФ);
  3. обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 3 ст. 7 Закона N 426-ФЗ);
  4. предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);
  5. проводить мероприятия по улучшению условий труда работников (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ), например, модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности (п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Закона N 426-ФЗ):

  1. осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;
  2. проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне;
  3. организует проведение обязательных предварительных (при поступлении) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.

Процедура проведения специальной оценки условий труда.

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Для организации и проведения специальной оценки работодателю необходимо сформировать комиссию (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавить ее должен работодатель или его представитель (ч. 1, 4 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

В состав комиссии организации-работодателя должны входить представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если они имеются в организации) (ч. 2 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

При проведении специальной оценки в организации – субъекте малого предпринимательства в комиссию должны входить работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации и другие представители, включая специалиста по охране труда (состоящего в штате или привлекаемого по гражданско-правовому договору), представитель профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) (ч. 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Образование комиссии оформляется приказом (ч. 2 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). В нем должны быть указаны состав комиссии и порядок ее деятельности. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому работодатель вправе издать его в произвольной форме.

С приказом о проведении специальной оценки необходимо ознакомить всех членов комиссии под подпись.

Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда

Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Унифицированной формы такого графика нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. В графике следует указать сроки и этапы проведения специальной оценки.

График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении специальной оценки или оформлен в качестве приложения к нему.

Все члены комиссии должны ознакомиться с графиком под подпись.

Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда

До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия по ее проведению должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Унифицированной формы такого перечня нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме.

Рекомендация:

Рекомендуем при составлении перечня руководствоваться обозначениями рабочих мест, приведенными в п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона N 426-ФЗ, и требованиями к заполнению перечня рабочих мест, который по итогам спецоценки оформляет специализированная организация. Эти требования содержатся в п. 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н).

В перечне рабочих мест необходимо указать следующие сведения:

  1. индивидуальный номер рабочего места (не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999), например: 10, 42. Аналогичные рабочие места обозначаются цифрой с добавлением прописной буквы “А”, например: 25А, 111А;
  2. наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименований профессий рабочих или должностей служащих, занятых на этом рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367). Например: “рабочее место главного бухгалтера”, “рабочее место кладовщика”;
  3. код профессии, должности по ОК 016-94;
  4. число работников, занятых на данном рабочем месте (указать цифру);
  5. расположение рабочего места с указанием номера комнаты, офиса (производственного помещения, цеха), фактического адреса. Данная информация должна быть максимально подробной и точной.

Перечень рабочих мест подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 4, 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест. На аналогичных рабочих местах специальную оценку достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Если из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 5 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

Для проведения мероприятий по специальной оценке работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Такая организация должна соответствовать требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ. Выбор организации для проведения спецоценки осуществляется с учетом ограничений, установленных в ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ. Подробнее об этом см. п. п. 1.2.1 и 1.2.2 настоящего материала.

В договор необходимо включить, в частности, следующие условия:

  1. о видах работ и услуг по специальной оценке условий труда;
  2. о сроках выполнения работ и оказания услуг по специальной оценке условий труда;
  3. о стоимости выполнения работ, порядке их оплаты (ч. 3 ст. 22 Закона N 426-ФЗ);
  4. о правах и обязанностях работодателя при проведении спецоценки, в том числе:
    • о праве требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • о праве требовать представления специализированной организацией документов, подтверждающих ее право на проведение спецоценки согласно ст. 19 Закона N 426-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • о праве работодателя на обжалование действий (бездействия) специализированной организации (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • об обязанности работодателя предоставить сведения, документы и информацию, необходимые для проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • об обязанности не предпринимать преднамеренных действий, которые могут повлиять на результаты проведения спецоценки (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
  5. о правах и обязанностях специализированной организации при проведении спецоценки (ст. 6 Закона N 426-ФЗ);
  6. об ответственности сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

Шаг 5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – идентификация) проводится на рабочих местах, которые включены в перечень, утвержденный комиссией по проведению спецоценки. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Идентификация не проводится в отношении следующих рабочих мест (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ):

  • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Работодатель обязан предоставить эксперту, осуществляющему идентификацию, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Если работодатель не предоставит указанные сведения, документы и информацию, организация приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней (п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ).

Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который утверждает комиссия по проведению специальной оценки (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Если в процессе идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении такого рабочего места не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в частности по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку, рассматривают Роструд или трудовая инспекция по месту нахождения работодателя. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона N 426-ФЗ).

Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы и условия труда признаны комиссией по проведению спецоценки допустимыми, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация) (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Составление декларации и подача ее в ГИТ по месту своего нахождения – это обязанности работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (проходит регистрацию в Минюсте России).

Подать декларацию работодатель может:

  • лично;
  • почтовым отправлением с описью вложения;
  • с помощью электронного документа, подписанного электронной квалифицированной подписью работодателя, через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости.

Декларацию нужно подать не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Срок действия декларации – пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

В случае возникновения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, действие декларации в отношении рабочего места и аналогичных рабочих мест прекращается и на работодателя возлагается обязанность провести внеплановую специальную оценку (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Решение о прекращении действия декларации принимает Федеральная инспекция труда на основании поступившей от работодателя информации, например о несчастном случае, произошедшем с работником на его рабочем месте (ч. 6 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, ст. 228.1 ТК РФ).

Шаг 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Конкретный перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формирует комиссия. При этом она учитывает нормативные требования охраны труда, характеристики технологического процесса и производственного оборудования, предложения работников и иные условия, перечисленные в ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ. К таким факторам могут относиться, например, температура воздуха, освещенность, шум, постоянное магнитное поле, тяжесть трудового процесса, статическая нагрузка.

Исследование проводят работники испытательной лаборатории (центр), эксперты и другие работники специализированной организации, которая осуществляет специальную оценку (ч. 3 ст. 12 Закона 426-ФЗ).

Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносят в протокол (ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). В качестве результатов таких исследований (испытаний) и измерений могут быть использованы результаты, полученные в установленном ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ порядке аккредитованной испытательной лабораторией (центром), но не ранее чем за полгода до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования этих результатов принимает комиссия по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку. По итогам проведенных исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту эксперт присваивает класс (подкласс) условий труда (ч. 8 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Если проведение исследований (испытаний) и измерений угрожает жизни работников, экспертов, других лиц, комиссия может принять решение не проводить такие мероприятия. В этом случае условия труда на рабочих местах автоматически относят к опасному классу (ч. 9 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Мотивированное решение комиссии о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется в виде протокола и прилагается к отчету о проведении специальной оценки (ч. 10 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). Копию протокола работодатель обязан не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения направить в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в частности по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку, рассматривают Роструд или трудовая инспекция по месту нахождения работодателя. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона N 426-ФЗ).

Шаг 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (проходит регистрацию в Минюсте России).

Отчет в отношении рабочих мест, на которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, включает следующие документы и информацию (ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ):

  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием идентифицированных на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае возникновения угрозы жизни работников, экспертов и иных участников специальной оценки (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась специальная оценка;
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Например, заключение может быть дано по вопросу использования в ходе спецоценки результатов исследований, замеров вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной лабораторией (центром) в рамках производственного контроля за условиями труда на рабочих местах. Исследования, замеры должны быть проведены не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки (ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчет включают только (ч. 4 ст. 15 Закона N 426-ФЗ):

  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием тех рабочих мест, где вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы;
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме. Полагаем, что в заключении фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов и указывается итоговый класс условий труда (оптимальные, допустимые).

Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Этот документ прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Обжалование результатов специальной оценки

В случае несогласия с результатами специальной оценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона N 426-ФЗ).

Работодатель подает иск в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения специализированной организации, проводившей спецоценку, если только в договоре с этой организацией подсудность не изменена (ч. 1 ст. 27, ст. 35, ст. 37 АПК РФ).

Работник и первичная профсоюзная организация подают иск в районный суд по месту нахождения специализированной организации (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 24 ГПК РФ).

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда

С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Если работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Шаг 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан разместить сводные данные о результатах оценки, а именно (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ):

  • установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка.

Указанные данные содержатся в разд. V Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

Рассматриваемая обязанность возникает у работодателя при наличии у организации официального интернет-сайта. За неисполнение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Шаг 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда

Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах специальной оценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Приказ Минтруда России от 19.03.2013 N 107н).

Сведения о результатах специальной оценки должны быть отражены в таблице 10 формы 4-ФСС.

Подробнее о структуре и порядке заполнения расчета по форме 4-ФСС, а также пример ее заполнения см. в разд. 20.2.6, 20.2.6.5 “Путеводителя по налогам. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование”.