Риск-ориентированный подход при государственном контроле в сфере труда

Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством России. При этом Правительство вправе определить виды госконтроля, которые могут проводиться с применением риск-ориентированного подхода ранее этого срока.

 


В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля постановлением Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года.

Подписанным постановлением этот перечень дополнен федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – федеральный государственный надзор в сфере труда).

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода будет проводиться в отношении работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – работодатели).

Кроме того, вносятся изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утверждено постановлением Правительства от 1 сентября 2012 года №875).

Внесёнными изменениями устанавливаются:

- круг должностных лиц органов федерального государственного надзора в сфере труда, уполномоченных на принятие решений о присвоении деятельности работодателей определённой категории риска, об изменении присвоенной ранее категории риска;

- категории риска, которые применяются при федеральном государственном надзоре в сфере труда;

- критерии отнесения деятельности работодателей к определённой категории риска;

- периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной деятельности работодателей категории риска.

Также устанавливается, что Роструд обязан публиковать на своём официальном сайте и поддерживать в актуальном состоянии информацию о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска.

Внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере труда при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля в сфере труда, снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.

Источник: Правительство РФ